Здравствуйте!

Аксаков Константин Сергеевич



                        Константин Сергеевич Аксаков

                 Народное чтение. Книжка первая. Спб., 1859

----------------------------------------------------------------------------
     Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная  критика  /  Сост.,  вступит,
статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка  "Любителям
российской словесности").
     OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------

     Предпринято   целое   издание,   чтобы   озарить   ум   народа   светом
образованности,  -  издание,  в  котором  просвещенные  люди  снисходительно
сообщают своим непросвещенным меньшим братьям новые для  них  истины  и  так
благодушно применяются даже в языке своем к народному языку.  Я,  право,  не
знаю, чего еще желать? Как должен быть счастлив русский народ! Какие заботы,
какие просвещенные заботы великодушно принимает на  себя  наше  образованное
общество о народе. Хотят избавить его даже от труда самому выбирать книги, а
готовят книгу собственно для его употребления, так что тут собрано  все  для
него полезное и приятное.  В  своем  глубоком  снисхождении  к  народу  г-да
великодушные литераторы долго жуют предварительно пищу и  предлагают  народу
уже жеванное.
     Чтение для народа! По нашему мнению, уже в этой мысли лежит  ложь.  Что
же народ - разве особенный отдел людей? Почему же для него и  не  существует
общего чтения, как для всех людей вообще, а  изготовляется  нарочно  _чтение
народное_? Почему "История" Карамзина, "История"  Соловьева,  "Путешествие",
например, Головнина, "Юрий Милославский" {1} и  пр.  и  пр.  -  не  народное
чтение? И что это за чтение по сословиям? Но ведь в то же время  у  вас  нет
чтения дворянского, нет чтения  купеческого:  отчего  же  существует  у  нас
чтение народное? Или вы на народ смотрите, как на малолетних детей, и -  как
детское  чтение,  -  так  выделяете  и  народное  чтение?   "Наше   общество
образованно, а народ находится в невежестве", - говорите вы. Неужели  вы  не
знаете, что масса сведений сама  по  себе  ничего  не  значит  и  что  шкап,
наполненный самыми умными книгами, нисколько от того  не  выигрывает  и  сам
умным не становится, что, следовательно, вся сила  в  том,  какое  изменение
производит масса сведений в принявшем ее человеке, как он усваивает ее,  как
ею пользуется? Неужели не знаете вы, что масса сведений, положенная в голову
человека, сама по себе еще нисколько не дает право на  совершеннолетие,  что
есть дети-скороспелки, перенявшие не только сведения, но  и  приемы  ученого
рассуждения о высоких и просвещенных предметах, и что  все  они  -  дети,  и
вдобавок жалкие дети? Ученый ребенок все остается ребенком;  напротив  того,
человек не  ученый,  лишенный  возможности  обогатить  себя  сведениями,  но
умственно самостоятельный, выросший в жизни действительной, в труде,  борьбе
и  лишении,  может  быть  человеком  совершеннолетним  при  всем  своем   (к
сожалению) недостатке сведений; и наоборот, в сравнении  с  ним,  человек  с
богато начиненной головой, но с детским, пришибленным и запуганным  умом,  -
является    очень    несовершеннолетним    человеком,    различающимся    от
действительного ребенка только тем, что  ребенку  еще  предстоит  вырасти  в
самом   деле   быть   совершеннолетним,   а   этому   господину   достигнуть
совершеннолетия - плохая надежда.
     Точно в таком положении находится наше,  так  называемое,  образованное
общество при всей массе своих сведений и при  отсутствии  (безделица)  труда
самостоятельной мысли, не имеющее под собою  никакой  действительной  почвы,
доселе робко, подобострастно поглядывающее  на  своего  учителя,  доселе  не
решающееся _сметь свое суждение иметь_. Сравнение неверно будет разве в том,
что  масса  сведений,  которою  удручена  наша  просвещенная   публика,   не
составляет еще такого исполинского невыносимого бремени: в  этом  отношении,
скапать правду, далеко  нашему  обществу  до  своего  учителя  {2}.  И  вот,
оторванное от народа уже полтораста лет, полтораста лет лишь  подражательно,
наружно отражавшее на  себе  развитие  других  народов,  полтораста  лет  не
знающее самостоятельной деятельности, - просвещение наше вздумало просвещать
простой народ и для этого выдает _народные_ книги. Низводя крестьянина,  это
действительное, серьезное лицо  в  современной  России,  на  степень  "милых
детей", общество наше с важностью преподает ему уроки и сочиняет,  для  него
исключительно,  _особые_  книги,  которые  для  употребления   образованного
общества, конечно, не годятся,  ниже  его,  -  но  зато  именно  для  народа
хороши!..
     Повторяем: народ имеет право на все чтение,  на  все  выходящие  книги.
Представьте ему самому выбор. Не беспокойтесь: он не возьмет книги для  себя
темной  (по  современному  количеству  его  сведений),  точно  так  же   как
нематематик не возьмет книги  о  дифференциалах,  интегралах,  нефилолог  не
возьмет Боппа {3} и т. д. Когда пишешь о каком бы то  ни  было  предмете,  -
пишите _для всех_; когда пишете, думайте о самом предмете и имейте  в  виду,
чтоб он был написан _общепонятно_, а не  то,  чтобы  _понятно  для  народа_.
Отбросьте  эту  оскорбительную  цель.  Не  пишите  для  народа.  Что   будет
общепонятно - поймет, поверьте, и народ. Во всяком  случае  _народных_  книг
народ, без принуждения, читать не станет. Вместо того, чтоб писать  какие-то
сочинения исключительно для народа, пусть лучше литература наша  постарается
быть народною: тогда она сама станет истинно  на  высокую  и  действительную
степень, и для всего народа сделается доступною; тогда,  конечно,  не  нужно
будет хлопотать о книгах для народа, как вы теперь хлопочете. <...>
                

          
                                 ПРИМЕЧАНИЯ                          
 
     "Парус", 1859, Ќ 1, с. 15-16; Ќ 2, с. 30-31. Окончание опубликовано  не
было: на этом номере газета была закрыта. Печатается в сокращении.
     1 Имеются в виду "История государства  Российского"  Н.  М.  Карамзина,
"История России с древнейших времен"  Соловьева  С.  М.  (1820-1879);  книги
Головкина В. М. (1776-1831) - "Путешествие российского имп. шлюпа "Диана" из
Кронштадта в Камчатку, совершенное под начальством  флота  лейтенанта  (ныне
капитана 1-го ранга) Головнина в 1807, 1808 и 1809 г." (ч. 1-2, Спб., 1819);
"Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену  у  японцев.  В
1811, 1812 и 1813 годах. С приобщением замечаний его о японском  государстве
и народе" (ч. 1-3, Спб,, 1816); "Путешествие вокруг  света,  совершенное  на
военном  шлюпе  "Камчатке"  в  1817,  1818  и  1819  годах  флота  капитаном
Головниным" (ч. 1-2, Спб., 1822), а также роман Загоскина Н. М.  (1789-1852)
"Юрий Милославский, или Русские в 1612 году".
     2 Имеется в виду Запад.
     3 Бопп Франц (1791-1867) - нем. лингвист.