Здравствуйте!

Аксаков Константин Сергеевич

Интернет-магазин низких цен http://tutkamin.ru. Электрокамины 3d.

                        Константин Сергеевич Аксаков
 
                            О русском воззрении 

----------------------------------------------------------------------------
     Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная  критика  /  Сост.,  вступит,
статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка  "Любителям
российской словесности").
     OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------
 
     Недавно одно выражение, употребленное в объявлении о "Русской  беседе",
подало повод к нападениям и толкам. Выражение это: _русское воззрение_.  Оно
точно не было объяснено, потому что это казалось излишним, и предполагалось,
что оно не затруднит ничьего понимания. Однако послышались возражения такого
рода: "Воззрение должно  быть  общечеловеческое!  Какой  смысл  может  иметь
русское воззрение?* Но неужели можно было думать, что в  программе  "Русской
беседы" предполагалось такое русское воззрение, которое не  будет  в  то  же
время  общечеловеческим.  Подобного  мнения,  конечно,   нельзя   допустить,
особенно со  стороны  тех  людей,  которым  придают  название  славянофилов,
которые обвиняются в пристрастии будто бы к России и  которые,  конечно,  не
захотят лишить ее высшего достоинства, т<о> е<сть> человеческого.
     Теперь скажем о самом выражении,  так  странном  для  некоторых.  Разве
воззрение народное исключает воззрение общечеловеческое? Напротив.  Ведь  мы
говорим, например: английская литература, французская литература, германская
философия, греческая философия. Отчего же это никого не смущает?  А  ведь  в
литературе, в философии, если она  английская,  немецкая  и  т<ак>  д<алее>,
выражается и воззрение народное.  Все  это  признают.  А  если  признают  за
другими народами, то почему не признать и за  русским?  Если  народность  не
мешает другим народам быть общечеловеческими то почему же должна она  мешать
русскому народу? Дело  человечества  совершается  народностями,  которые  не
только оттого не исчезают и не теряются, но, проникаясь  общим  содержанием,
возвышаются и светлеют и оправдываются как народности. Отнимать  у  русского
народа право иметь свое русское воззрение -  значит  лишить  его  участия  в
общем деле человечества.
     Мало того: тогда только и является произведение литературы, или  другое
какое, вполне общечеловеческим, когда она в то же время совершенно  народно.
"Илиада" Гомера есть достояние всемирное и в то же время есть явление  чисто
греческое. Шекспир есть поэт, принадлежащий всему человечеству, и  в  то  же
время совершенно народный, английский. А именно этой-то народности, этого-то
самобытного воззрения и недостает нашей умственной деятельности;  а  оттого,
что в ней нет народности, нет в ней и общечеловеческого. Мы  уже  полтораста
лет стоим на  почве  исключительной  национальности  европейской,  в  жертву
которой приносится  наша  народность;  оттого  именно  мы  еще  ничем  и  не
обогатили науки. Мы, русские, ничего не сделали  для  _человечества_  именно
потому, что у нас нет, не явилось по  крайней  мере,  _русского  воззрения_.
Странно было бы нападать из любви  к  народности  на  общечеловеческое:  это
значило бы отказывать своему народу в имени человеческом. И  конечно,  таких
нападений нельзя ожидать от "Русской беседы",  считающей,  по  смыслу  своей
программы, общечеловеческое - народным русским достоянием. В  чем  же  спор?
Постараемся представить его в настоящем свете.


     Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а  не
чрез посредство и не с позволения Западной Европы.  К  Европе  относится  он
критически и свободно, принимая  от  нее  лишь  то,  что  может  быть  общим
достоянием, а национальность европейскую откидывая. Он относится  точно  так
же к Европе, как ко всем другим, древним и современным, народам  и  странам:
так думают люди,  называемые  славянофилами.  Европеизм,  имея  человеческое
значение, имеет свою, и очень сильную, национальность:  вот  чего  не  видят
противники  наших  мнений,  не  отделяющие   в   Европе   человеческого   от
национального. Итак, спор, понятый настоящим образом, совершенно  переменяет
свое значение. С одной стороны, так  называемые  славянофилы  стоят  за
общечеловеческое и за  прямое  на  него  право  русского  народа.  С  другой
стороны, поборники  Западной  Европы  стоят  за  исключительную  европейскую
национальность, которой  придают  всемирное  значение  и  ради  которой  они
отнимают у русского народа  его  прямое  право  на  общечеловеческое.  Итак,
наоборот,  так  называемые  славянофилы  стоят  за  общечеловеческое,  а
противники их за исключительную национальность.  С  одной  стороны,  чувство
свободы и любви; с другой, чувство зависимости и преданности авторитету.
     Вот настоящее положение вопроса. Но противники наши  едва  ли  и  перед
собой захотят с этим согласиться.

              
                                 ПРИМЕЧАНИЯ              
  
     "Русская беседа", 1856, кн. 1, Смесь, с. 84-86.